Чтобы современное предприятие работало эффективно, необходима оптимизация бизнес-процессов – совершенствование последовательности действий, направленных на достижение заявленных компанией целей, путем выбора наиболее эффективного варианта их исполнения.
Бизнес-процесс - это совокупность действий, приводящих к конкретному результату. Каждый процесс имеет определенные цели, последовательность ключевых действий и планируемый результат. Количество и цели бизнес-процессов, протекающих в разных компаниях, отличаются друг от друга и зависят от вида бизнеса, размеров компании, видения собственников и руководства компании. Необходимо это учитывать, чтобы оптимизация бизнес-процессов компании стала эффективной.
Бизнес-процессы подразделяются на:
- основные - приводят у удовлетворению потребностей клиента и получению компанией прибыли
- вспомогательные - необходимы для функционирования компании, но не содержат ценности для клиента
- управленческие - осуществляют постановку целей для компании, её структурных подразделений и управление
Оптимизация бизнес-процессов необходима для:
- повышения управляемости компанией
- увеличения показателей качества выпускаемой продукции
- повышения качества оказываемых услуг
- уменьшения зависимости бизнеса от человеческого фактора
- внедрения системы контроля показателей результативности
- снижения издержек
- рационального распределения полномочий и ответственности между подразделениями
- исключения у подразделений дублирующих функций
- снижения длительности производственного цикла
- внедрения программ управления качеством
- устранения внутренних противоречий
- регламентации деятельности компании
- тиражирования бизнеса/создания франчайзинговой сети
- автоматизации деятельности компании
- соответствия требованиям потребителей
- соответствия требованиям государства
- соответствия международным стандартам
Внедрение и поддержание в актуальном состоянии описанных бизнес-процессов подразумевает:
- доведение до сотрудников информации о том, что выполнение работы должно осуществляться на основе описанных в компании бизнес-процессов
- контроль за соблюдением сотрудниками описанных бизнес-процессов
- периодический анализ результативности и эффективности бизнес-процессов
- оптимизацию бизнес-процессов на основе регулярного анализа данных об их результативности и эффективности
Этапы проведения оптимизации бизнес-процессов:
- Описание существующих в компании бизнес-процессов «как есть» (создание их модели)
- Анализ оптимальности бизнес-процессов, выявление недостатков
- Анализ оптимальности управления бизнес-процессом и оптимальность группы процессов, выявление недостатков в процессе и/или группе процессов
- Разработка предложения по исправлению выявленных недостатков, проектирование модели бизнес-процесса «как будет». В случае необходимости пересмотреть действия исполнителей и кандидатуры самих исполнителей
- Автоматизация бизнес-процессов с помощью IT-технологий (если требуется)
- Далее следует оптимизация структур управления в соответствии с новой моделью бизнес-процессов, что является составной частью комплекса мер по повышению эффективности работы компании.
Эффект от оптимизации бизнес-процессов:
- Сокращается время для достижения бизнес-целей
- Начинают эффективно взаимодействовать основные подразделения и вспомогательные службы
- Повышается удовлетворенность клиентов
- Улучшаются финансовые показатели за счет правильного распределения ресурсов
- Появляется возможность масштабирования бизнеса
- Снижается расходная часть бюджета
- Появляется возможность более точного планирования
- Повышается управляемость компании за счет определенных «реперных» точек контроля и матрицы ответственности
- Устраняется дублирование функций подразделений
- Появляются новые ресурсы для развития бизнеса
Мы сопровождаем внедрение изменений в компании до реальных результатов.