Как часто мы задумываемся о качестве приобретаемого товара? Думаю, что с недавних пор - постоянно. Сегодня, когда рынок переполнен огромным ассортиментом услуг и товаров, когда многие потребители уже не гонятся за дешевизной и блестящей оберткой, все чаще стали вспоминать о качестве. Так что же это - качество, чем его можно измерить и как достичь? Об этом наша беседа с директором компании «Империя качества» Поденковым Андреем Владимировичем.
Андрей Владимирович, расскажите о появлении услуги сертификации на российском рынке.
Сама услуга сертификации зародилась еще в СССР. Во время Великой Отечественной войны при поставке английской техники, пришлось столкнуться с такими трудностями, как несоответствие топлива, запчастей. Возник вопрос о необходимости предъявлять поставщику определенные требования. В 90-е годы определения качества как такового не существовало и, естественно, ему не уделялось никакого внимания. Но со временем потребители стали задумываться не только о стоимости товара. К сожалению, многим пришлось набить на этом шишки. Например, в одном сибирском городе при строительстве дома использовались кирпичи сразу нескольких поставщиков. В результате рассыпалось перекрытие между вторым и третьим этажами. Благодаря внедренной системы менеджмента качества на предприятии, удалось выяснить, кто именно был поставщиком некачественного кирпича. Виновнику пришлось оплатить застройщику все понесенные убытки.
Сегодня многие российские компании получили сертификаты качества и теперь, выбирая поставщиков, требуют от них того же. Никому не хочется тратить свое время на исправление чужих ошибок.
Зачем компании необходимо пройти сертификацию?
Мне кажется, что этот вопрос можно задать несколько иначе. Компании нужен сам сертификат или системный подход к управлению? На мой взгляд, для успешной работы в первую очередь необходимо именно внедрение системы. Например, в строительной компании рабочий день начинается с того, что инженер или сам руководитель решают различные вопросы с рабочими, спорят с подрядчиками… А ведь задача руководителя – организовывать работу, четко знать что, где и как происходит, давать четкие команды, основанные на знаниях ситуации, а не распыляться по мелочам. Интересно, что в большинстве компаний действия начальства основаны на интуиции, что просто недопустимо. Внедрение системы менеджмента качества позволяет руководителю, не отлучаясь из офиса, постоянно решать общепроизводственные вопросы, а для решения различных частных проблем должны быть подключены заместители, назначены ответственные лица.
Каким образом на потребителях отражается наличие сертификата у обслуживающей компании?
Покупая в магазине любую продукцию, покупатель обращает внимание на информацию о производителе. Также на этикетке может быть указана аббревиатура ISO 9001, ISO 14001, OHASP и т. д. Это говорит о том, что данная компания стремится производить качественную продукцию.
К сожалению, в нашей стране у многих умельцев мысли работают только в направлении финансовой выгоды. Поэтому сегодня приходится сталкиваться с недобросовестными сертификационными компаниями. Информацию об услугах многих из них можно найти в сети Интернет. Обычно такие компании предлагают пройти сертификацию в течение двух недель, рядом указывается конкретная стоимость, например, 60 тыс. рублей. Думаю, уместно будет задать вопрос руководителям, может ли консультант разработать документацию вашей компании и осуществить переход на новые принципы управления компанией, в такой короткий срок? Естественно, нет!
А сколько времени необходимо для внедрения системы и получения сертификации?
Как показывает практика, для компании, в которой работает менее 50 человек, разработка документации, внедрение самой системы занимают более 6 месяцев. Но срок не является догмой, многое зависит от восприятия самой компанией изменений. В период внедрения новой системы управления приходится сталкиваться с различными внутрикорпоративными формированиями, бизнес в бизнесе или, как говорят в народе – воровством, некоторые сотрудники могут с недовольством отнестись к нововведениям. Все это приводит к увеличению времени внедрения системы управления.
Все же некоторые компании гонятся именно за самим сертификатом, поэтому им выгодно обращаться к мошенникам.
В России за прошедший год заведено 15 уголовных дел против компаний, проводящих срочную сертификацию. Интересно, что подали на них в суд не конкуренты, а сами заказчики. Могу привести такой пример: около года назад к нам обратилась одна уральская компания с просьбой помочь им внедрить новую систему управления, и это при том, что у них был сертификат! Оказалось, что готовясь подписать договор на вложение миллионных инвестиций с одной итальянской компанией они приобрели сертификат, не подумав о том, что заказчик имеет право сделать проверку. В результате они могли потерять абсолютно все… Но ситуацию спас лишь только тот факт, что производство данной компании было абсолютно уникальным и итальянцы все же подписали договор с ними после внедрения системы.
В каких отраслях работает компания «Империя качества»?
У нас есть специалисты, готовые работать в разных областях. За семь лет существования команды «Империи качества», мы сотрудничали с компаниями, связанными с медициной, строительством, связью, рыбной отраслью, образованием. Для каждой фирмы наши специалисты разрабатывают индивидуальные методы работы, с учетом всех нюансов и особенностей.
Октябрьский номер журнала посвящен Дню рождения края, чтобы вы хотели пожелать?
Я сам родился и вырос в Хабаровском крае. Трудно не заметить, что за последние годы он сильно изменился. Краю желаю дальнейшего процветания, желаю быть лидером Дальневосточного Федерального округа!