КОНСУЛЬТАЦИИ on line

Поденков Андрей Владимирович
Поденков Андрей Владимирович
Эксперт в области:
Безопасность экономическая
Инжиниринг бизнеса
Автоматизация производства
Лицензирование
Сертификация
Менеджмент
Бизнес-образование
Безопасность информационная

Задать вопрос
Посмотреть ответы
Записаться на платную консультацию

Много Joomla шаблонов на www.templete.ru

Содержание материала

Введение 

Среда функционирования предпринимателя — рынок. Но рынок — это не просто некоторое множество продавцов и покупателей определенных товаров или услуг. Это сложнейшая система отношений, в которой действуют свои правила. Конеч-но, взаимоотношения продавцов и покупателей на рынке регулируются различно-го рода законами и иными нормативными актами. Чем более развитой является рыночная экономика, тем полнее и продуманнее такого рода законодательство. Но кроме законов (и, наверное, даже в равной степени) взаимоотношения людей в сфере предпринимательства регулируются неписаными законами, то есть этикой рынка. И что самое главное — даже те, кто никогда не задумывался над этим, все равно вынуждены жить по данным законам. 

 

Предприниматель имеет дело не только с ресурсами, технологиями, маши-нами и продуктами, не только с различными документами, производственными, снабженческими и сбытовыми процессами, он постоянно имеет дело с людьми — руководит подчиненными, советуется с экспертами и специалистами, ведет пере-говоры с партнерами, общается с трудовым коллективом. И от того, насколько грамотно он это делает, зависит его репутация и авторитет, а соответственно, и успех предпринимательского дела. 
Логика становления рыночных отношений в стране предполагает подклю-чение нашей экономической системы к мировым хозяйственным процессам. В этой связи особую актуальность приобрели вопросы состыковки гуманитарно-психологических начал экономики стран Запада и России. 
Опыт налаживания предпринимателями внешнеэкономических связей с за-рубежными партнерами убедительно свидетельствует, что наши бизнесмены весьма своеобразно понимают основные ценности рынка. Это обстоятельство на-ряду с нестабильностью политической ситуации в стране заметно влияет на го-товность потенциальных иностранных партнеров осуществлять инвестиции в рос-сийскую экономику. Рынок — это не просто место купли-продажи товаров, а прежде всего особая логика, психология и этика, словом, значительный культур-ный слой, который необходимо готовить заранее. Hе рынок является аморальным, жульническим, а те, кто приносит в него дух наживы, стяжательства, неуважения к покупателю и конкурентам. Цивилизованный рынок основывается на неписаных законах, правилах игры и на таких моральных категориях, как благородство, на-дежность, порядочность, солидарность. 
У многих фирм в разных странах есть такой принцип: «Прибыль превыше всего, но превыше прибыли — честь». А у российских бизнесменов в ходу совсем другие принципы: «Прибыль любой ценой», «Деньги не пахнут», «В коммерции все дозволено», «Hе обманешь — не продашь». Причем так было далеко не все-гда. Вошли в легенду деловые этические нормы российского купечества, когда миллионные сделки заключались лишь кивком головы, купеческое слово было дороже золота, и гарантом этого слова была жизнь. Да и сегодня во всем мире рыночные связи основаны на доверии между партнерами, на их добропорядочно-сти, повышенной требовательности к себе и другим, чувстве долга. Это составля-ет основу деловой этики предпринимателя, менеджера. Для предпринимателя данное слово — закон.

Актуальность вопросов деловой этики для российских компаний 

Деловая этика – совокупность моральных принципов и норм предприниматель-ской деятельности. Внимание к этим вопросам может показаться преждевремен-ным при наличии множества иных проблем, рисков и непредсказуемости, с кото-рыми приходится сталкиваться при ведении бизнеса в России. Что заставляет все большее число российских компаний внедрять деловую этику в практику дея-тельности своих компаний? 
В ущерб ускорению развития бизнеса российские компании вынужденно расхо-дуют значительные ресурсы на защиту от криминальных вымогателей и недобро-совестных конкурентов, на вынужденное «кормление» государственной и дело-вой коррупции-подкупа, на дополнительные проверки качества работ и посильное контролирование партнеров по бизнесу и своих собственных сотрудников. Здра-вомыслящие российские предприниматели откровенно устали от «игры без пра-вил» и поэтому коллегиально склоняются к «цивилизованному бизнесу», осно-ванному на международных и лучших российских стандартах деловой этики. 
Иностранные предприниматели и инвесторы, приходящие на российский рынок, также бывают откровенно обескуражены неэтичным и даже криминальным пове-дением конкурирующих участников бизнеса. Вне России наиболее известны её проблемы бюрократизации, коррупции, связей бизнеса с мафией, вымогательства, похищения предпринимателей или даже убийства как способа устранения конку-рентов. Ясно, что такой инвестиционный климат – неприемлем для иностранного капитала в силу запредельных рисков и угрозы даже физическому благополучию предпринимателей. 
Таким образом, деловая этика для современной России – это основополагающие «правила игры» в бизнесе, без которых он остается проблемным, рисковым и не-предсказуемым. Поэтому здесь ширится осознание выгоды соблюдения принци-пов деловой этики – порядочность, надежность и честность в деловых отношени-ях становятся вровень с иными экономическими категориями бизнеса. 
Особенно остро деловая этика необходима в корпоративном управлении – как существенный фактор регулирования сложной системы отношений между акцио-нерами, советом директоров, менеджерами, сотрудниками компании и иными за-интересованными сторонами корпорации: поставщиками товаров и услуг, дист-рибьюторами, продавцами, конечными потребителями, местным населением и ор-ганами власти. 
В российской деловой литературе имеется немного сведений о деловой этике в корпоративном управлении. Сжатое описание этических традиций предпринима-тельства в России, универсальных международных принципов деловой этики и предложение методической основы для разработки кодексов деловой этики рос-сийскими акционерными обществами – потребность, продиктованная необходи-мостью установления «цивилизованных деловых отношений» и «цивилизованно-го предпринимательства» в нашей стране. Без внедрения и соблюдения россий-скими компаниями кодексов деловой этики привлечение капитала и развитие бизнеса в России будет оставаться проблемой 

Этические традиции предпринимательства в России 

Предпринимательство в России имеет свои особенности именно в этическом пла-е. 
Путь «из варяг в греки», на котором возникло первое древнерусское государство, возвысил представителей купечества, в кругах которого ценились солидарность и верность «купеческому слову». В те времена кодексами деловой этики – уставами – осуждалась только фальсификация товара, а остальные правила делового взаи-модействия были «неписанными», т.е. оставались на совести предпринимателей. Существенным регулятором деловых отношений Древней Руси была глубокая ре-лигиозность предпринимателей. Например, купцы стремились искупить перед Бо-гом и людьми грех любостяжания искренней и глубокой верой, паломничеством к 
святым местам, подачей милостыни и иными «благими делами» - благотвори-тельностью. 
Бытовало твердое убеждение, что успешному предпринимательству способствует покровительство святых – своих для каждого ремесленного и торгового цеха. 
В годы владычества Золотой Орды на Руси начинает формироваться националь-но-религиозная идея предпринимательства, основанная на общерусском патрио-тизме. Так, известные своей высокой репутацией купцы периодически привлека-лись московскими и региональными князьями для выполнения важных поручений с политической целью, поскольку предприниматели переходили «с земли на зем-лю и знаемы всеми и в Ордах, и во Фрязях (в Западной Европе)». 
В период становления Московской Руси после Золотой Орды деловые люди – торговцы и ремесленники – выросли до граждан, получивших право землевладе-ния и выражения собственных этических и политических взглядов в крестоцело-вальной записи, в соблюдении которых клялись русские цари. 
Правда, по мере усиления государственных начал и формирования «служилой 
экономики» возрастали возможности бюрократии, что приводило к произволу 
чиновников и, соответственно, расцвету коррупции. Деловая этика в те времена входила в зависимость от властей: торговля не шла без посулов-взяток, на что еще в 1662 году посадские купцы жаловались царю. Не стеснялись подкупа, обмана и подлога и иностранные купцы – сохранились письменные жалобы русских купцов и на плутовство английских, голландских и немецких торговцев. 
Период петровских преобразований характеризовался официальным утверждени-ем идеи благотворительности предпринимательства для государства и общества. Генеральный регламент 1721 года и другие государственные постановления усло-вием достижения «общего блага» провозглашали развитие торговли, художеств и мануфактур, «которыми все прочие благоучреждения государства процветают и богатятся…». 
В России середины XVIII столетия оформилось и распространилось понятие «со-вершенный купец» – идеал нравственного хозяйствования. По инициативе Ком-мерц-коллегии переводились на русский язык и были с интересом читаемы евро-пейские книги о деловой этике. 
Так, популярным среди деловых людей был трактат Ж. Савари «Совершенный негоциант», написанный еще в 1675 году, в котором перечислялись профессио-нально-этические стандарты эффективного предпринимателя: знание предмета, опытность, предусмотрительность, осторожность, расчетливость, бережливость и верность слову, особенно необходимая для прочной репутации. Сами российские купцы описывали тип идеального предпринимателя, обеспечивающего процвета-ние дела своей порядочностью, добронравием и строгостью к себе. 
В первой половине ХIХ века предпочтение товара более дорогого, но высокого качества стало отличительной чертой русского рынка. «Дорого, но мило, дешево да гнило» – говорила народная пословица. Стремление производить и продавать высококачественные товары стало важным элементом деловой этики. Возникла конкуренция не только товаров, но и товарных знаков. «Высокопробностью това-ра» был особо знаменит Савва Васильевич Морозов, добившийся «славы товаров» строгой приемкой, тщательной многоступенчатой сортировкой и добросовестно-стью при продаже. 
Среди просвещенных купцов, как и во времена Московской Руси, высоко цени-лась гражданская позиция и патриотизм: предпринимательские проекты затраги-вали не только торгово-промышленные, но и общесоциальные вопросы. Так в России зарождалась корпоративная социальная ответственность. 
Российские предприниматели внедряли свои этические нормативы, из которых сложился декларируемый эталон деловой этики. Основными элементами деловой этики являлись честность, верность данному слову, надежность, компетентность. Нравственный образец дополнялся набором профессиональных качеств: трезвость расчета, решительность, знание рынка, способность организовать работу, устано-вить связи и привлечь инвестиции. 
Известные своей порядочностью и деловыми качествами предприниматели зачас-тую самим фактом своего участия в управлении компанией обеспечивали привле-чение капиталов. Нередко, новое товарищество возможно было учредить только при условии, что его возглавит предприниматель, нравственность которого не вы-зывала сомнений. 
В те времена для иностранных предпринимателей слово российского партнера за-частую имело большее значение, чем подписанное соглашение. 
Деловая элита жестко осуждала отступление от эталона деловой этики, что при-водило к приостановке или ограничению деловых контактов. Устное обвинение в нечестности вызывало разрыв деловых отношений и приводило к отказу обви-няемого от должности. Российский стандарт деловой морали терял «цеховой» или корпоративный характер и становился универсальным. 
Справедливости ради, следует отметить, что в период новой предприниматель-ской эпохи XIX века в российскую промышленность, торговлю, финансовое дело хлынули представители различных социальных групп, не имевшие представления о традиционной сословной предпринимательской нравственности: "биржевые зайцы»–спекулянты, без деловых талантов–«люди со связями», нечистые на руку бывшие чиновники – это противодействовало развитию деловой этики. 
Россия нелегко постигала нравственные законы предпринимательства, но к нача-лу ХХ века смогла стать крупнейшей мировой державой: российский рубль обме-нивался на золото, экспорт российской сельхозпродукции был на уровне мировых лидеров, российских инженеров приглашали за рубеж для развития промышлен-ности. Историки и эксперты в сфере деловой культуры утверждают, что Россия смогла догнать и превзойти экономически развитые страны во многом благодаря ускоренной эволюции деловой этики – принципов, на основе которых строятся деловые отношения. 
В 1912 году, на двенадцать лет раньше, чем это произошло в США, российское деловое сообщество на национальном уровне приняло свой первый этический ко-декс «Семь принципов ведения дел в России» – перечень основополагающих эти-ческих традиций предпринимательства в России: 
1. Уважай власть. Власть – необходимое условие для эффективного ведения де-ла. В связи с этим проявляй уважение к властителям порядка в узаконенных эше-лонах власти. 
2. Будь честен и правдив. Честность и правдивость – фундамент предпринима-тельства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Российский предприниматель должен быть безупречным носителем добродетели, честности и правдивости. 
3. Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство – ос-нова благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо своей Отчизны. Такое рвение можно проявить только при опоре на частную собственность. 
4. Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях воз-никает гармония интересов, что создает атмосферу развития у людей самых раз-нообразных способностей, побуждает их проявлять себя во всем блеске. 
5. Будь верен своему слову. Деловой человек должен быть верен своему слову. «Единожды солгавший, кто тебе поверит». Успех в деле во многом зависит от то-го, в какой степени окружающие доверяют тебе. 
6. Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам. 
7. Будь целеустремлен. Всегда имей перед собой ясную цель. Предпринимателю такая цель нужна как воздух. Не отвлекайся на другие цели. Служение «двум гос-подам» противоестественно. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности. 
В советский период – от «военного коммунизма» через НЭП к командно-административной системе – деловая этика характеризовалась практицизмом на уровне цинизма, господством двойной морали «для себя и для власти», реально низким этическим уровнем на фоне пропагандируемого «Морального кодекса строителей коммунизма», регулированием деловых отношений факторами страха карательного воздействия со стороны государства. 
В деловых отношениях преобладала пассивность и избегание малейших рисков в ущерб предпринимательской инициативе. 
Тотальная количественная «дутость» планов и фальсификация показателей, до-минирование «вертикальных» деловых отношений «я начальник – ты дурак», обычная «штурмовщина» и авралы в ущерб качеству, безнравственное отношение к делу – таковы основные показатели деловой «этики» государственной и административной системы допереестроечного советского периода. 
По словам одного из ведущих современных специалистов в области российской деловой культуры профессора П.Н. Шихирева «Общий вывод о советском этапе развития деловой культуры состоит в том, что в советский период она совершила большой зигзаг, утратив многое из дореволюционных приобретений и отстав от многих глобальных тенденций мира международной деловой культуры.» 
В наши дни деловая этика как «кодекс чести» современного российского пред-принимателя находится в стадии становления. Российской особенностью является локальное формирование моральных принципов и этических норм предпринима-тельства на основе общности направления бизнеса, в рамках неформальных дело-вых объединений, корпораций или даже отдельных компаний. В корпоративном управлении, независимо от сферы деятельности акционерного общества, деловая этика складывается в обстановке присущих современной России высоких полити-ческих и экономических рисков, высокого уровня криминальности и коррупции, противоречивого отношения общества к бизнесу и предпринимателям. При этом, основу корпоративной деловой этики должны составлять международно-признанные принципы ведения бизнеса, поскольку без следования им невозмож-но привлечение в Россию международного капитала, необходимого для экономического роста и процветания страны. 

Российские факторы, влияющие на внедрение этики 
в деловую среду
 

Следует учитывать, что внедрение этических норм в деятельность российских компаний может быть эффективным только при учете современной российской специфики – факторов коррупциогенности, недооценки влияния этических фак-торов на успешность бизнеса, неразвитости многих институтов корпоративного управления в российских компаниях и, как следствие, неготовности их выходить на новые рубежи развития бизнеса, в том числе, связанные с внедрением этиче-ских стандартов и принципов корпоративной социальной ответственности. 
Важной российской особенностью является этическое требование о неразглаше-нии информации третьим лицам, включая государственные органы, если требова-ния третьих лиц не основаны на законе. В условиях высокого уровня администра-тивного давления на бизнес и коррупциогенности такие ситуации (неправомерно-го требования информации государственными органами) могут иметь место. При внедрении этических правил необходимо твердо проводить четкий водораздел между раскрытием информации и соблюдением режима конфиденциальности ин-формации с ограниченным доступом. 
Исходя из указанных выше факторов при составлении преамбулы этического ко-декса российской компании необходимо кратко охарактеризовать российскую действительность (дабы читающий кодекс не принял его составителей за утопи-стов, оторванных от окружающей действительности), после чего показать акту-альность и необходимость разработки, принятия и внедрения этического кодекса для данной российской компании. 

Всеобщие этические принципы делового поведения 

Современные всеобщие (экуменические, вселенские) этические принципы дело-вой этики основаны на аксиомах мировой философии и проверены многовековой практикой деловых отношений. 
Всеобщие этические принципы бизнеса удачно сформулированы американским социологом Л. Хосмером: 
1. Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах или интере-сах твоей компании.Принцип основан на учении древнегреческой философии (Протагор) о личных интересах, сочетающихся с интересами других людей, и раз-личии между долгосрочными и краткосрочными интересами. 
2. Никогда не делай того, о чем нельзя бы было сказать, что это действитель-но честное, открытое и истинное, о чем можно было бы с гордостью объявить на всю страну. Принцип основан на взглядах Аристотеля и Платона о личных добродетелях честности, открытости и умеренности. 
3. Никогда не делай того, что не есть добро, что не способствует формирова-нию чувства общности и работы на одну общую цель. Принцип основан на за-поведях всемирных религий (Святой Августин), призывающих к добру и осозна-нию взаимосвязи и взаимозависимости. 
4. Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества. Принцип основан на учении Гоб-бса и Локка о роли государства как арбитра в конкуренции между людьми за бла-га. 
5. Никогда не делай того, что не ведет к большему благу, нежели вреду для общества, в котором ты живешь. Принцип основан на этике утилитаризма – практической пользе нравственного поведения, разработанной И. Бентамом и Джоном С. Миллем. 
6. Никогда не делай того, чего ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации. Принцип основан на императиве Канта о правиле универсальной, всеобщей нормы. 
7. Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других. Прин-цип основан на взглядах Руссо и Джефферсона на права личности. 
8. Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учетом затрат, ибо максимальная прибыль при соблюдении этих условий свидетельствует о наибольшей эффективности производства. Принцип основан на экономической теории А. Смита и учении В. Парето об оптимальной сделке. 
9. Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в обществе. Принцип основан на правиле распределительной справедливости Ролса. 
10. Никогда не делай того, что препятствовало бы правам другого человека на саморазвитие и самореализацию. Принцип основан на теории Нозика о рас-ширении степени свободы личности, необходимой для развития общества.