КОНСУЛЬТАЦИИ on line

Поденков Андрей Владимирович
Поденков Андрей Владимирович
Эксперт в области:
Безопасность экономическая
Инжиниринг бизнеса
Автоматизация производства
Лицензирование
Сертификация
Менеджмент
Бизнес-образование
Безопасность информационная

Задать вопрос
Посмотреть ответы
Записаться на платную консультацию

Много Joomla шаблонов на www.templete.ru

Андрей Владимирович, Ваша компания занимается разработкой корпоративных стандартов и их внедрением. Расскажите, пожалуйста, что это за стандарты и зачем они нужны?

Да Вы правы, наша компания уделяет основное внимание разработке и внедрению корпоративных стандартов. Корпоративные стандарты в первую очередь решают вопросы, связанные с построением информационных и материальных потоков как внутри компании, так и вне нее. Приведу наглядный пример: Приходит на работу новый человек и, в первую очередь перед ним стоит задача «вжиться» в коллектив и разобраться, что он делает и как делает. При обычной ситуации эта стадия «вживания» составляет порядка двух-трех месяцев. 

 

В результате «вживания» новый сотрудник не только сам будет нервничать, и производить впечатление неумелого и нерасторопного сотрудника, но и создавать дискомфорт для уже отлаженной цепочки взаимодействия процессов компании. Как результат всего этого возникают различные сбои в функционировании предприятия и, как следствие, «скрытые» убытки компании. При существовании корпоративных стандартов промежуток «вживания» снижается до одной – двух недель и основная проблема заключается в адаптации работника к микроклимату коллектива. Уровни стандартов бывают различные: от описывающих глобальные вопросы работы компании и взаимодействие процессов до более простых, например, какими формами документов должен руководствоваться производственно-технический отдел. Это что касается процессов деятельности компаний. Помимо стандартов описывающих внутрикорпоративную деятельность есть стандарты, описывающие производственную деятельность. Здесь немного сложнее так как «неразбериха» в документах регламентирующих различную деятельность наших компаний очень большая и. на наш взгляд, это связано с несколькими факторами:

Объем компании – разве можно один и тот же норматив по организации труда быть применим в компании с численностью 500 человек и 50 человек, либо на строительном объекте продолжительностью 1 месяц и 1 год.

Различные климатические условия нашей страны – условия работы на территории Амурской области и условия работы Сахалинской области. Наглядный пример: Здание детского одноэтажного садика площадью 700 м.кв., согласно градостроительного кодекса, проект не подлежит регистрации. Согласен, в Амурской области особых рисков не возникнет, но на территории Сахалинской области этот, же садик подвержен землетрясению и 10 раз надо подумать отдать туда ребенка или нет?

Наша компания в своей работе пытается учесть все возможные факторы, которые влияют на конкретные организационные и производственные процессы, и выстраивает совместно с клиентом стандарты деятельности, которые ставят во главу, в том числе, и безопасность жизни человека. А безопасности без качества организации и производства работ быть не может.

Что вы можете сказать об отмене действия строительных лицензий с 1-го января 2008 года?

В первую очередь хотелось бы расширить данный вопрос, что бы ни вводить наших читателей в заблуждение. Закон вводит переходный период, согласно которому выдача лицензии прекращается с 1 января 2009 г, а действие лицензий – с 1 января 2010 г. До 1 января 2010 г. к осуществлению строительной деятельности допускается лицо, которое имеет лицензию или допуск Саморегулирующей организации (СРО).

Это уже третий перенос сроков отмены лицензий и многие предприятия отмахиваются от него как от надоедливой мухи, но мало кто обращает внимание на разницу между предыдущими изменениями и настоящим законом. В принятом законе, достаточно четко оговорены сроки прекращения действия, действия во время переходного периода и что наступает по окончанию переходного периода.

Что такое СРО и на чем основывается ее деятельность?

2 июля 2008 года на пленарном заседании Государственной думы РФ в третьем чтении были приняты поправки в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ, предусматривающие механизм создания саморегулируемых организаций (СРО) в области строительной деятельности.

Это неоспоримо значимое событие для всего отечественного комплекса, которое позволит улучшить качество производимых услуг и повысить ответственность российских строителей перед потребителем.

Еще полтора года назад было предложено на рассмотрение Государственной думы, Министерства регионального развития и Росстроя России две концепции саморегулирования в строительстве: проекты председателя комитета по собственности ГД Виктора Плескачевского и председателя комитета по строительству нижней палаты Мартина Шаккума. В сути своей представленные концепции преследовали единую благую цель – улучшение всей системы стройкомплекса благодаря механизму ответственности, который строители добровольно берут на свои плечи. Согласно обеим концепциям СРОС (саморегулируемая организация в строительстве) должна была получить следующие функции:

• установление правил и стандартов предпринимательской и профессиональной деятельности в отрасли;

• контроль предпринимательской и профессиональной деятельности своих участников;

• привлечение к ответственности участников СРО за нарушение правил и стандартов СРО;

• организация и проведение третейских разбирательств и иных споров;

• организация и профобучение, аттестация и сертификация участников или сотрудников СРО и другие.

Но по ряду пунктов концепции расходились достаточно сильно, особенно в случае с регионами, так как проект Виктора Плескачевского был явно сфокусирован на интересе московских застройщиков, забывая о разнице в финансовых и производственных масштабах между столицами и крупными городами (Москва, СПб, Сочи) и регионами. Проект московских юристов предполагал "причесать всех под одну гребенку", а именно предполагалось создание одного уровня СРО, в котором выделялись виды саморегулируемых организаций по типам объекта строительства. Тем самым на корню губились все подрядные организации, так как их деятельность вовсе не подпадала под данный перечень СРО. Оставалось лишь укрупнение строительных фирм.

Концепция, разработанная Российским Союзом строителей и представленная в то же время на рассмотрение Госдумы, предполагала двухуровневую структуру СРО в строительстве:

• 1 уровень – региональная СРО;

• 2 уровень – общероссийская СРО, членство в которой обязательно для всех региональных СРО.

За первым уровнем (региональные СРО) закреплялось формирование механизма материальной ответственности через создание компенсационного фонда и систему страхования ответственности:

• Выдача допуска на рынок;

• Контроль над выполнением качества работ;

• Лишение допуска;

• Формирование механизма материальной ответственности (Компенсационный фонд и страхование) За общероссийским объединением закреплялась методическая координация правил и стандартов;

• Формирование единых правил и стандартов работы СРО;

• Контроль за их соблюдением.

В ходе дискуссии и ряда региональных встреч стало понятно, что двухуровневая система СРО необходима, дабы избежать расхождений в стандартах и правилах, которых бы насчитывалось ровно столько, сколько строительных СРО мы бы имели. Концепция РСС, фактически закрепленная в принятом законе, устанавливает обязательность создания национальных объединений СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства. Такие национальные объединения должны быть созданы не позднее 1 июля 2010 года.

Важное отличие концепции, взятой за основу поправок к Градкодексу, предложенной Российским Союзом строителей это - формирование СРО не по типу объекта строительства, а по перечню видов выполняемых работ, что позволяет сохранить подрядную нишу, развивать специализацию и конкурентоспособность в этих сферах:

• Строительство;

• Изыскания;

• Проектирование.

Формирование СРО по типу объекта позволит развить методическую нишу, обеспечить преемственность лучших нормативных наработок механизма государственного лицензирования.

К недоработкам закона можно отнести удаление предлагаемого ранее РСС комплексного типа СРОС. Зачастую многие строительные фирмы имеют несколько лицензий (как на строительство, так и на изыскание и проектирование). Вследствие чего не ясна принадлежность, к какой либо СРО.

В числе недоработок также установленное количество компаний, входящих в региональную СРО - не менее 100 компаний. Набрать такое количество строительных организаций зачастую проблематично для некоторых регионов, где может фактически отсутствовать такое их количество даже при объединении фирм по перечню всех видов работ.

Закон устанавливает требования к некоммерческой организации, необходимые для приобретения статуса СРО. В том случае, если СРО основано на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и подготовку проектной документации, компенсационный фонд должен составлять не менее 500 тыс. рублей на одного члена. Если организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, то фонд должен составлять не менее 150 тыс. рублей на одного члена организации.

Если СРО основано на членстве лиц, осуществляющих строительство, компенсационный фонд должен составлять не менее 1 млн. рублей на одного члена. Если организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, то компенсационный фонд должен составлять не менее 300 тыс. рублей на одного члена организации.

Сейчас мы имеем закон, благодаря которому на данный момент строительное сообщество получило новую схему работы, которая может позволить вывести отечественное строительство на уровень работы стран Европы и Америки.

Вот вы говорите об ответственности СРО и ее членов перед заказчиком, то есть в итоге перед нами. Получается лицензии долой, быстро объединились и из коммерческих холдингов мгновенно превратились в некоммерческую СРО, быстренько написали внутренние стандарты раздали их и даем разрешение на производство работ.

Согласно ФЗ «О саморегулируемых организациях», под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

Из данного определения вытекает, что саморегулирование - это, иными словами, регулирование субъектами рынка своей деятельности и контроль за соблюдением установленных ими же правил.

Да опасность «СРО-однодневок» существует. Несмотря на название "саморегулируемая организация" контрольно-надзорная функция над СРО остается за государством. В законе прописана статья о наличии Регулирующего органа по контролю за СРО, предусмотрена плановая проверка раз в два года. При этом не забываем про закон о техническом регулировании и планах по разработке регламентов до 2010 года.

Если совместить понятие технического регулирования и саморегулирования, становится, очевидно, что на сегодняшний день у бизнеса появляется возможность, соблюдая минимально необходимые требования, контроль за которыми осуществляет государство, самостоятельно устанавливать нормы, позволяющие динамично развивать экономику как отдельных предприятий, так всего государства в целом. Хотел бы дать необходимо пояснение.

ФЗ «О техническом регулировании» предполагает 3 уровня документов в сфере технического регулирования — технические регламенты, национальные стандарты и своды правил, а также стандарты организаций. Технические регламенты содержат как раз те минимально необходимые и достаточные нормы для обеспечения безопасности, которые должны исполняться в обязательном порядке всеми субъектами, занимающимися деятельностью, входящей в сферу применения соответствующего технического регламента. Список участников работ по стандартизации, а также национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, правила их разработки и применения, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, своды правил образуют национальную систему стандартизации России.

Особое внимание необходимо уделить стандартам организации, так как именно эти документы и являются теми самыми стандартами деятельности саморегулируемых организаций, которые упоминались ранее.

Стандарты организаций как документы в сфере технического регулирования могут содержать любые требования, не противоречащие обязательным к применению техническим регламентам. Целью введения таких документов на предприятиях является, прежде всего, повышение технологического уровня развития в сравнении с обязательным, контролируемым государством. Такие стандарты могут в отличие от технических регламентов предъявлять требования не только к безопасности, но и к качеству исполнения, конструкции и т.п.

Инструмент саморегулирования позволяет субъектам рынка объединиться и принять такого рода стандарты. Но эти стандарты принимаются не отдельно взятым предпринимателем – они обязательны для всех членов саморегулируемой организации.

Очевидно, что достижение экономического роста, технологического прогресса становится значительно более легкой задачей при наличии у всех взаимодействующих субъектов единых, непротиворечивых стандартов.

Еще одним несомненным плюсом системы саморегулирования с точки зрения технического регулирования являются значительно большие возможности при взаимодействии с государством. Саморегулируемая организация, являясь объединением субъектов рынка, более серьёзный партнер для государственных органов, чем отдельно взятый предприниматель. Ведение диалога с руководящими органами саморегулируемой организации, в которых обеспечено представительство каждого из членов, становится уже не правом, а обязанностью государства. Это необходимо, прежде всего, при взаимодействии с государственными органами в ходе разработки технических регламентов и национальных стандартов.

 

Подводя итог вышесказанному, стоит отметить высокую значимость института саморегулирования для достижения целей реформы технического регулирования. Предоставление большего простора бизнесу с помощью механизмов саморегулирования и одновременным контролем за обеспечением безопасности такой деятельности механизмами технического регулирования способствует наиболее эффективному развитию всех отраслей промышленности и ведет к демократизации и либерализации рынка, что, несомненно, является приоритетом для развития всего государства в целом

Из Ваших слов получается что, прежде чем создать СРО необходимо пройти ряд этапов. Каковы они?

На наш взгляд это четыре основных этапа.

1. Создание идеи СРО, те создание инициативной группы, которая займется разработкой устава, правил членства и прочих документов регламентирующих СРО.

2. Создание самого СРО, которое включает в себя сбор членов СРО, оформление документов, утверждение регламентов взаимодействия между членами, регистрация.

3. Создание группы разработки внутренних производственных стандартов и их утверждения.

4. Заявление о полноценном функционировании СРО

На данные этапы отводится как минимум год, это не так и много в свете отдельных положений принятых законодательных актов.

Какие механизмы могут помочь строительным компаниям быстро и «безболезненно» создать такие СРО, которые даже для самых недоверчивых будут в последующем являться надежными партнерами.

В первую очередь хотелось бы заострить еще раз внимание на том, с чего мы начали наш разговор – с корпоративных стандартов. Добавим к ним ряд стандартов определяющих требования к организациям.

Международный стандарт ISO 9001:2000 «Системы менеджмента качества», определяет минимальные требования к организации управления компанией в целом.

Международный стандарт ISO 14001:2004 «Система экологического менеджмента», определяет требования управлению воздействием на внешнюю среду.

Международный стандарт OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда», определяет минимальные требования к безопасности производства работ.

Технологические регламенты – правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Совокупность исполнения всех 5-ти норм позволит СРО качественно и с минимальными рисками регулировать взаимоотношения между Заказчиком и потребителем, а внедрение любого из международных стандартов более безболезненно адаптировать к условиям работы в СРО.

А Ваша компания, чем может помочь в разработке стандартов и их применении?

Имея практический опыт внедрения международных стандартов в строительной области, а так же построении корпоративной культуры мы можем оказать консультативную помощь как при построении системы СРО, так и при адаптации компании перед вступлением в СРО.