- Категория: ПУБЛИКАЦИИ
М ошенничество по отношению к работодателю настолько обычное явление, что некоторые руководители опускают руки и закладывают в планы суммы, которые известны только им, другие исследуют должности с которых может осуществляться мошенничество и понижает заработную плату, третьи вводят драконовские методы в целях снизить уровень мошенничества. Методов и видов мошенничества со стороны сотрудников очень много и каждый раз рождаются новые. Таков уж наш российский менталитет.
Различные специалисты советуют разное и методы кажутся очень простыми и само собой разумеющимися. Но основная проблема в том что руководители компаний не умеют эффективно использовать имеющиеся методы и средства защиты Исследования, различных компаний, различными аналитиками, показало, что в пострадавших компаниях чаще всего уже имелись средства внутреннего контроля, которые должны были выявить или предотвратить мошенничество, но они либо были обойдены, либо не были досконально изучены сотрудниками, ответственными за их функционирование.
Только лишь сертификат?
Руководитель должен уметь предсказывать возможные риски мошенничества: как сотрудники могут обмануть компанию. Следующим должен быть вопрос — как обнаружить этот обман.
Практика показывает, что восприятие риска мошенничества и фактический риск возникновения многих видов мошенничества могут не совпадать. Примерно 25 процентов мошенничества скрывается в недостоверной бухгалтерской отчетности. Об этом так же говорят известные скандалы некоторых западных фирм, когда обнаружились утечки финансов искусно скрывающиеся в бухгалтерской отчетности, После вскрытия данных фактов это стоило компаниям их дальнейшего существования
Анализируйте печальный опыт
Большинство компаний не анализирует свой опыт, связанный с мошенничествами, рискуя стать обманутыми снова. “В истории нашей компании было несколько уголовных дел, возбужденных по факту мошенничества, — рассказывает директор департамента юридического и правового обеспечения корпорации "МИАН" Петр Побрызгаев. — Для того чтобы в будущем избежать подобных ситуаций, в компании был создан и активно работает департамент юридического и правового обеспечения”. Его функции — профилактика, отслеживание и пресечение всех видов мошенничества и нарушения прав интеллектуальной собственности. В компании ввели официальный документооборот и сделали более понятной систему распределения финансовых потоков. Если бы везде было так, но увы об этом как то остается только мечтать.
Лет пять назад ко мне обратилась одна из фирм г.Хабаровска. – «Андрей Владимирович, не можем ни как понять почему в последнее время доля прибыли получаемая со сделок уменьшилась, но при этом активность менеджеров возросла». В результате проведенного анализа было установлено, что сотрудники организовали внутри компании схему «бизнес в бизнесе». После увольнения ряда ключевых фигур, все пришло в норму. В настоящее время руководство ведет постоянный мониторинг всех процессов в компании, и как ни странно, а скорее всего закономерно, доля прибыли при сделках в возросла.
Наблюдайте за менеджерами компании
Здесь важно понять, существуют ли процессы, подконтрольные и досконально известные только одному сотруднику. Точно так же надо четко прописывать порядок проверки сотрудников перед наймом, контроль за доступом в помещение, компьютерные системы, базы данных. Описанные на бумаге, все эти процедуры кажутся легкими для исполнения, но при всей простоте они часто не выполняются.
В качестве примера могу привести ситуацию произошедшую не более чем год назад в г.Хабаровске. В компании А уволился коммерческий директор, через три месяца появился на рынке новый игрок компания Б, которая активно начала двигать свои услуги на данном рынке, и что заметно было по всем ключевым компаниям партнерам фирмы А. Когда провели расследование и анализ обнаружилось, что все данные о клиентах, оборотах и заказах хранятся в общей сети компании А, чем и воспользовался коммерческий директор уходя из компании.
Обратите внимание на корпоративную культуру
Специалисты считают, что организация, в которой царит атмосфера открытости и доверия, гораздо меньше подвержена риску мошеннических действий со стороны сотрудников, чем та, в которой господствуют секретность, страх, недоверие и авторитарность. “Дело в том, что в компании, где сотрудники испытывают давление, нет уверенности в завтрашнем дне, В таких компаниях велик риск того, что сотрудники начнут приворовывать на черный день”.
Сформулируйте политику компании в отношении мошенничества.
Необходим официальный письменный документ, отражающий отношение компании к мошенническим действиям, а также план действий при подозрении в мошенничестве, содержащий рекомендации, как компания должна вести себя при первых появлениях подозрения на мошенничество, кто и как должен вести расследование, что предпринимать в отношении “подозреваемого”, как информировать персонал и СМИ.
Подобные документы дают понять сотрудникам, что компания контролирует ситуацию, что мошенничество будет обнаружено и что будут приняты меры, которые могут оказаться весьма серьезными.
Подумайте о создании горячей линии
20% работников различных фирм сталкивались с фактами мошенничества на рабочем месте. Но лишь половина из тех, кто имел возможность сообщить о своем коллеге, ворующем у работодателя, действительно сделали это. Низкий процент объясняется сомнениями, а что будет после того, как я сообщу? Для эффективного функционирования процедуры каждый сотрудник должен четко знать, что сообщать о своих подозрениях — его обязанность. Ему должна быть гарантирована конфиденциальность, и он должен знать, кому сообщать и каким образом. Чтобы сделать процедуру такой горячей линии более эффективной рекомендуют передать ее в ведение третьей стороны. Правда, некоторые российские работодатели сомневаются в необходимости подобной процедуры. “Это несколько напоминает институт «стукачества», Есть опасность того, что это будет использоваться не по назначению., возможно но если предусмотреть все возможные варианты то риск можно свести к минимуму.
Обратите внимание на несоответствие стиля жизни сотрудника уровню его доходов, сверхурочную работу и не использование отпусков
Подумайте, довольны ли ваши сотрудники работой
Мотив мошенничества часто кроется в неудовлетворенности сотрудника — неповышение по службе, низкая зарплата, несправедливо большая нагрузка. Чтобы определить это, надо дать сотрудникам возможность высказывать свои претензии и обсуждать проблемы. То, что человек долго работает в компании, вовсе не является гарантией его честности. Самые крупные мошенничества, как показывает исследование, совершаются руководством компании (55%) или ее сотрудниками (30%), многие из которых имеют многолетний стаж работы в компании, пользуются доверием и располагают большими полномочиями.
И это еще не все, при совместном диалоге мы можем совместно построить схемы мошенничества и противостояния им.
Основные критерии повышенного риска возникновения мошенничества внутри компании.
- Категория: ПУБЛИКАЦИИ
А ндрей Владимирович, Ваша компания занимается разработкой корпоративных стандартов и их внедрением. Расскажите, пожалуйста, что это за стандарты и зачем они нужны?
Да Вы правы, наша компания уделяет основное внимание разработке и внедрению корпоративных стандартов. Корпоративные стандарты в первую очередь решают вопросы, связанные с построением информационных и материальных потоков как внутри компании, так и вне нее.
Приведу наглядный пример: Приходит на работу новый человек и, в первую очередь перед ним стоит задача «вжиться» в коллектив и разобраться, что он делает и как делает. При обычной ситуации эта стадия «вживания» составляет порядка двух-трех месяцев.
- Категория: ПУБЛИКАЦИИ
П еред руководителями компаний очень часто встает вопрос, каким образом организовать оплату труда? Повышать заработную плату или не повышать, премировать ли сотрудников, всех или по отдельности, за что премировать, как удержать лучших сотрудников и т.д.
В этой статье мне хотелось бы предложить простой набор советов и инструментов, позволяющих приступить к оптимизации оплаты персонала в части окладов
Белые начинают и выигрывают
Подход к компенсациям нужно выстраивать, базируясь на позитивно - оптимистической позиции. Руководителю не стоит тянуть до того момента, когда продуктивные сотрудники не будут просить о повышении, а, разуверившись в возможности признания их заслуг и достойном вознаграждении, "закроются" как улитки в раковине или найдут более "благодарного" работодателя. Сотрудники, входящие в компанию (даже на этапе выбора) должны иметь детальное представление о "вознаграждениях", которые они получат в компании, и должны быть уверены, что работодатель предоставит им наилучшие условия для работы, в том числе и в области компенсаций. Мотивация персонала, а компенсационный пакет ее обязательная часть, - одна из основных задач менеджмента компании.
- Категория: ПУБЛИКАЦИИ
К ак доказать, что мы впереди планеты всей что самую лучшую продукцию производит наша компания, Что применяются только передовые технологии. Множество вопросов на которые есть еще более множественные ответы.
Существует ли решение, которое позволит сказать что наша компания лучшая, точнее то что мы делаем и как делаем, соответствует всем требованиям предъявляемым заказчиком и потребителем к нашему товару, другими словами наш товар качественный.
Существует ли решение, которое позволит сказать что наша компания лучшая, точнее то что мы делаем и как делаем, соответствует всем требованиям предъявляемым заказчиком и потребителем к нашему товару, другими словами наш товар качественный.
- Категория: ПУБЛИКАЦИИ
С овременная, сложная и динамичная рыночная среда требует от российских предприятий постоянного совершенствования своих систем управления и информационных систем их поддержки. Одним из основных направлений создания эффективной системы управления предприятием является применение процессного подхода к организации и управлению финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.
Необходимость процессного подхода
Сегодня на российских предприятиях доминирует применение структурного подхода к организации и управлению финансово-хозяйственной деятельностью.
Структурный подход основан на использовании различных типов организационной структуры предприятия, как правило, иерархической. В этом случае организация и управление деятельностью осуществляется по структурным элементам (бюро, отделам, департаментам, цехам и т.п.), а их взаимодействие – через должностных лиц (начальников отделов, департаментов и цехов) и структурные подразделения более высокого уровня.
- Категория: ПУБЛИКАЦИИ
С татья может быть полезна разработчикам документации, впервые осваивающим документо-оборот в системах менеджмента качества. Наличие процедуры по управлению документаци-ей является обязательным требованием стандарта ISO 9001:2000.
В системах менеджмента качества организаций документооборот является неотъемлемой ча-стью. Результативность действий организации во многом определяется наличием докумен-тов, адекватно описывающих процессы организации, а также документов, отражающих со-стояние организации, в частности, в области менеджмента качества.
- Категория: ПУБЛИКАЦИИ
Р аспространение ложной информации о конкурентах все чаще становится средством борьбы за потребительские рынки.
На потребительских рынках "черный" PR - распространение ложной информации о конкурентах - в последнее время все активнее используется как средство конкурентной борьбы. К примеру, летом прошлого года в Хабаровске была опубликована информация о загрязнении источника воды из которого бралась вода для изготовления пива «БАЛТИКА» Кому это было выгодно либо конкурентам либо замешены были власти, но объемы продаж мгновенно снизились. «Балтика» отреагировла мгновенно, были предоставлены материалы анализов воды и предварительные мероприятия которые изначально исключали попадание различных загрязняющих стоков в подземный природный резервуар.
- Категория: ПУБЛИКАЦИИ
П роектная деятельность прозрачна и предсказуема, ее результаты контролируемы, измеримы. Это упрощает разработку системы мотивации...
Cистема мотивации
Проектная деятельность прозрачна и предсказуема, ее результаты контролируемы, измеримы. Это упрощает разработку системы мотивации.
Система мотивации может отлично работать в условиях обычной операционной деятельности. Но вот организация решила сделать некий качественный скачок и выйти на новый уровень. Часто это решение выливается в начало реализации проекта. Выделяются деньги, устанавливаются сроки, назначается ответственный. «Пройдись по отделам, набери себе команду и вперед!» — дает установку топ-менеджер. Руководитель проекта не без труда собирает необходимых профессионалов, но через некоторое время с удивлением обнаруживает, что никто, кроме него, не горит желанием полноценно трудиться на благо проекта. Это происходит потому, что при его реализации обычная система мотивации перестает работать.